Как действуют телефонные мошенники
Мошенники звонят по телефону и обманом убеждают перевести им крупную сумму либо выведывают данные, которые позволяют получить доступ к банковским счетам или профилю на «Госуслугах».
В разговоре злоумышленники могут представляться сотрудниками полиции, банка, поликлиники, телефонного оператора — практически кем угодно. Под разными предлогами они просят человека продиктовать конфиденциальные данные (например, код из СМС) или убеждают перевести им деньги. Нередко пострадавшие не только отдают собственные сбережения, но и берут в долг у родных и знакомых или влезают в кредиты.
Как правило, у мошенников есть личные данные потенциальных жертв: Ф. И. О., номера телефонов, адреса электронной почты. Они берут эту информацию из социальных сетей, мессенджеров, украденных баз данных или баз, которые попали в Сеть.
Какие сценарии используют мошенники:
Сценариев у мошенников очень много, и те постоянно придумывают новые.
«Сотрудник банка». Злоумышленник притворяется сотрудником службы безопасности банка и говорит, что с вашей карты была совершена подозрительная операция. Например, снятие наличных, покупка или перевод на счёт другого человека.
Мошенник может попросить назвать данные банковской карты — номер и CVC — или продиктовать код из СМС. Если они у него будут, он сможет получить доступ к онлайн-банку и перевести деньги с карты или, например, оплатить вашей картой покупку в Сети.
«Сотрудник телефонного оператора». Мошенник говорит, что вы превысили лимит по тарифу или что нужно переоформить договор, иначе номер перестанет действовать.
Затем он просит назвать личные данные и код подтверждения из СМС. Таким образом он может получить доступ, например, к онлайн-банку или аккаунту на «Госуслугах», а уже после — украсть деньги со счетов и (или) оформить на человека кредит.
«Родственник». Эта схема рассчитана на провоцирование сильных эмоций. Мошенник пишет или звонит вам с незнакомого номера, выдавая себя за близкого родственника, и утверждает, что попал в беду — например, в аварию. Затем он говорит, что нужно дать взятку полицейским или заплатить пострадавшим, чтобы у него не было проблем.
Мошенник скидывает реквизиты карты с просьбой срочно перевести крупную сумму и обещает рассказать подробности позже. Если жертва верит в историю, она лишается денег.
«Сотрудник правоохранительных органов». Эта схема рассчитана на психологическое давление и запугивание пострадавшего. Мошенник представляется сотрудником полиции, прокуратуры или ФСБ и говорит, что ваши банковские счета были использованы в преступных целях.
Например, мошенник может сказать, что кто-то попытался украсть деньги с ваших счетов, оформил на вас кредит или от вашего имени перечислил деньги террористической или преступной группировке. Затем он просит посодействовать в поимке этих злоумышленников и говорит, что в противном случае ответственность за преступление может лечь на вас.
По этой схеме мошенники могут работать не один день: постоянно названивать, задавать вопросы о финансах или работе. Часто жертву запугивает сразу несколько людей. Они звонят с разных номеров и представляются сотрудниками разных организаций, участвующих в расследовании, — например, полиции, банков или прокуратуры.
При этом мошенники настоятельно просят не разглашать содержание телефонных разговоров, ссылаясь на Уголовный кодекс РФ. Так они дезориентируют человека и не дают ему обратиться за помощью к родным или друзьям.
В результате мошенники убеждают жертву взять на себя крупный кредит, часто не один, перевести все сбережения на некий «безопасный счёт» или даже отписать им своё имущество.